Отчаявшиеся россияне всё чаще обращаются в ломбарды, а не в банки, пишет Figaro. Взяв кредиты в иностранной валюте в благополучные 2000-е, после катастрофического обвала курса рубля россияне не в силах заплатить долги. Многим не остается ничего иного, кроме как обращаться в ломбарды, которые предлагают куда более привлекательные условия.
С наступлением кризиса многие россияне, взявшие кредиты в иностранной валюте в 2000-е годы – относительно удачные для российской экономики – «загибаются под гнетом долгов и отданы на милость судебных исполнителей». Сегодня для многих россиян ожидание прихода этих «людей в черном» стало «навязчивой идеей». Многие готовы даже «продать почку», чтобы найти деньги, пишет Figaro.
А все потому что в 2000-е, когда в результате скачка цен на нефть деньги в Россию «лились рекой», средний класс считал, что может «обогащаться бесконечно». Россияне брали кредиты в иностранной валюте. К этому их подстегивали банки, которые, пользуясь устойчивым курсом рубля, стремились «украсить свои отчеты о финансовых результатах».
С тех пор рубль потерял две трети своей стоимости по отношению к доллару. Теперь, по данным российского Центробанка, в одном из десяти случаев отсрочка погашения кредита превышает 90 дней, что больше аналогичного показателя 2014 года. А российские банки крайне неохотно предоставляют кредиты.
Всему виной, считает Figaro, как сами заемщики, так и кредиторы, которые «грешили неосторожностью», давая кредиты «под любым предлогом»: от покупки стиральной машины до оплаты счета за газ. Никогда прежде количество «сомнительных кредитов» не было столь высоким, сообщает Figaro со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй.
Подобная политика способствовала увеличению потребительских расходов, которые долгое время были «движущей силой российской экономики», пока та не рухнула в результате роста цен.
«Виноваты все: люди, которые считают, что кредитная карта IKEA – это подарок, и банки, которые не информируют своих клиентов», - считает управляющий директор Национальной службы взыскания Антон Дианов. При этом он отмечает, что перед сборщиками долгов стоит совсем не простая задача: очень часто их встречают «с палкой или ружьем».
На фоне повальной задолжности правительство приняло закон о личном банкротстве, который действует, если срок просрочки составляет минимум три месяца, а накопившийся долг превышает 500 тысяч рублей. По подсчётам российского Центробанка, этот закон может коснуться от 400 до 500 тысяч человек.
При этом лишь очень немногие банки России, такие как Сбербанк и банк «ДельтаКредит» - готовы пересмотреть условия выплаты кредитов. В результате, российские банки – и так никогда не пользовавшиеся большим доверием у клиентов – теперь рискуют и вовсе лишиться доверия. Сегодня россияне уже не идут за кредитами в банк, а обращаются в ломбард, где процентные ставки ощутимо ниже.